Тесла: история, которой могло не быть

У Тесла история начинается с успешного стартапа, во главе которого стояли два инженера − Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Они в 2003 г. называют компанию по имени известного ученого из Сербии, Николы Теслы. Идея создать именно электрокар родилась у Марка Тарпеннинга, который был без ума от спортивных авто, а заодно беспокоился об экологическом будущем планеты и иссякающих запасах горючего. Идея стартапа так и осталась бы нереализованной, если бы не участие Илона Маска, который вложил в молодую компанию всё своё состояние, а потом еще взял огромный кредит.

Тесла: история с точки зрения финансов

Вкладываться в компанию пришлось по-крупному. Деньги вносились в несколько этапов:

  • Сначала свою финансовую помощь предложили Сергей Брин и Ларри Пейдж.
  • Далее все вложения осуществлял Илон Маск. Первое – в размере $7,5 млн. Это позволило ему возглавить совет директоров.
  • Через год понадобилось еще $13 млн – этого хватает, чтобы все сотрудники продолжили свою работу еще на 2 года. Маск активно участвует в проектировании, его не устраивает только роль спонсора. Ведь у Тесла история должна быть написана основным инвестором в том числе.
  • Еще $40 млн понадобились для выпуска концепта Roadster, не предназначенного для продажи. Команда прикладывала максимум усилий, работы велись даже в ночное время суток, но автомобиль еще не был готов к серийному производству.
  • Во времена кризиса начала 2000-х, когда от перспективного конкурента пожелали избавиться другие монстры автомобилестроения, Илон Маск перестает возглавлять компанию Tesla. Эта история длится почти год. Уже к 2008-му конгломерат становится практически банкротом, но ситуацию снова спасает главный инвестор. На этот раз Илон рискует всем, что у него есть – своими последними 70 миллионами долларов.
  • 19 мая 2009 года подписывается контракт с Daimler AG – на передачу 10% акций за сумму в $50 млн. Но и этих денег все еще мало.
  • Наконец, в июне 2009 г. руководство начинает вести переговоры с правительством Штатов, чтобы история Tesla Motors продолжилась. По итогам достигнутых договоренностей, Маск и его коллеги получают грандиозный кредит на $465 млн. Отдавать его необходимо на протяжении 10-летия. Но заёмщики отдают его досрочно – в 2013 году.

Финансовые оправдания и выгоды

«Почему же не поступали деньги от продаж?» − спросите вы. Деньги поступали, но в недостаточном количестве. Модель Roadster стоила $109 тыс. и была доступна только обеспеченным людям и знаменитостям. Соответственно, спрос был относительно небольшим. С выпуском Model S, история Тесла Моторс стала возрождаться. Цена кара была снижена почти в 2 раза – до $62 тыс. за версию в базовой комплектации. Доступность позволила собрать некоторое количество финансов, но нужны были средства на новые разработки и обеспечение надлежащей мощности производства.

Model X стали продавать по стоимости $132 тыс. В переводе на российские рубли, это 9 млн за вариант с минимальной комплектацией, и 15 млн − за вариант с максимальной. Model 3 должна будет появиться на рынке в конце 2017-го или начале 2018-го года. Но менеджеры отдела маркетинга Tesla (история компании всегда славилась нестандартными решениями) уже придумали способ заинтересовать потенциальных клиентов.Тесла

Они разрешили оформлять предзаказ на Model 3 с одним условием: необходимо внести предоплату в размере $1 тыс. Только за первые сутки удалось собрать 180 тысяч заявок. На данный момент количество желающих превысило значение в 500 тысяч. И еще одна интересная деталь: в настоящее время стоимость концерна достигла $37 млрд. Это даже больше, чем капитализация Mitsubishi и Suzuki.

Вернёмся к самой идее создания

В начале 2000-х инженер Эберхард увидел небольшую желтую машину Tzero от компании из Калифорнии «AC Propulsion». Она работала полностью на электронных составляющих, и при этом разгонялась как «Ламборгини». Это были стартовые условия того, что он хотел видеть в конце. Вместе с Марком Тарпеннингом он четко понял, каких возможностей лишает себя автомобилестроение, игнорируя аккумуляторы литий-ионного типа. Два партнера решили восполнить этот пробел. С этого момента начинается у «Тесла» история создания.

Применение асинхронного двигателя избавляет от необходимости использования объемного мотора, карданного вала, бензобака, выхлопной системы и тому подобных вещей. Основное, что требуется – это батарея, предназначенные для основных колес электродвигатели, система управления и охлаждения. Но реализация замысла оказалась сложнее, чем считали новаторы. Особенно с учетом того, что мужчины не имели опыта в автомобилестроении. Плюс нужны были огромные деньги. История автомобиля Тесла рисковала быть похороненной, так и не начавшись.

Судьбоносная встреча и ее последствияЯн Райт

Два партнера увидели в 2001 г. выступление Илона Маска в Стэндфордском университете. К 2004 г. Маск уже считался молодым миллионером, продавшим PayPal, и основавшим SpaceX. Эберхард и Ян Райт (еще один партнер) договорились встретиться с миллионером в Лос-Анджелесе. Видение нового проекта несколько отличалось у представителей сторон, и Маск с самого начала сомневался, стоит ли рисковать капиталом, и будет ли у «Тесла» история компании. Но было и единство взглядов по некоторым вопросам. Например, все участники встречи считали, что машина должна получиться красивой, мощной, совершить революцию и перевести транспорт на экологически чистый вид подзарядки, перечеркнув при этом будущее бензина. Как мы уже знаем, переговоры завершились успешно.

Из-за бесконечных доработок и улучшений, первая модель была выпущена не в 2006 г., как планировалось, а двумя годами позже. О новинке быстро узнали во всех уголках мира благодаря пиар-кампании с известными лицами Голливуда. Подогрели интерес потенциальных клиентов Джордж Клуни, Леонардо Ди Каприо, Арнольд Шварценеггер. Первые сто заказчиков получали машину с табличкой, на которой красовались подписи двух инженеров и главного инвестора. В 2010 г. состоялось первое публичное размещение акций. У Tesla история создания продолжилась чередой успехов.

Стоило ли рисковать инвестору?

Если на начальных этапах вложения были хоть и большими, но подъёмными для молодого богача, то новые потребности в деньгах скорее расстраивали. Работа шла, но до конечного результата было еще далеко. Илон Маск мог потерять всё, причем дважды: первый раз, когда поставил последние личные деньги, и второй раз, когда взял огромный кредит. Но если бы он этого не сделал, то мир никогда не увидел бы экологически чистый автомобиль, который в 2017 г. проехал рекордное количество километров без подзарядки – 1078.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>